Стабильные темпы роста, демонстрируемые все последние годы полиграфией, никогда не препарировались на предмет регионального распределения. В противном случае Северо-Запад (без учета Санкт-Петербурга) выглядел бы довольно бледно. В лучшем случае здесь можно говорить о единицах процентов роста объемов продаж полиграфических услуг. Самая же распространенная характеристика ситуации в регионе – стагнация.

Естественно, что полиграфия как обслуживающая отрасль индустрии развивается только там, где есть что обслуживать. С этой точки зрения структура промышленности региона для полиграфии невыгодна. Север богат и живет за счет леса и других природных ресурсов, но чаще всего это продажа за рубеж сырья, не требующая ни упаковки, ни этикетки, ни больших тиражей качественной рекламной продукции. Да, безусловно, раз в год элита сырьевого северного бизнеса загружает местные типографии сувениркой и календарями, а чуть позже – годовыми отчетами. Но и в этом случае региональным полиграфистам достаются отнюдь не 100% выделяемых на полиграфию средств – сделать по-настоящему высококачественный полиграфический продукт до последнего времени в регионе было негде. По сути, только в этом году на Северо-Западе появились современные печатные машины – Komori в Перозаводске и в Архангельске, Roland в Северодвинске, Polly в Сыктывкаре и Heidelberg в Вологде и Архангельске. Послепечатная база региональных типографий и по сей день остается откровенно слабой.

Помимо сырья здесь традиционно было много оборонки (особенно в Великом Новгороде), которая только-только становится потенциально интересным партнером для полиграфистов, и – пищевая промышленность. Казалось бы – это то, что нужно. Ведь именно за счет пищевки бурно развивается полиграфия Поволжья и Юга России. Однако если в упомянутых регионах работают предприятия российского масштаба, ставшие частью мировых концернов, то на Северо-Западе таких пока – единицы, и те сконцентрированы вокруг Петербурга и опускаться на уровень качества ниже «Полиграфоформления» не хотят. Небольшие компании регионального масштаба – основные клиенты местных полиграфистов. Да и то до тех пор, пока на их мощности не покушаются транснациональные структуры, которым не так важна и нужна региональная привязка к поставщику полиграфических услуг.

Что же касается потребности в акцидентной продукции, то она, естественно, должна быть продиктована уровнем развития частного бизнеса. Поэтому рекламные рынки в регионах очень узкие, и не в состоянии загрузить даже те немногочисленные типографии, которые тут существуют.

«За пределами собственно Петербурга есть немало очень успешных типографий – в Киришах, Пскове, в республике Коми, но в то же время вдали от крупных городов у нас пока еще вовсю используются устаревшие печатные технологии и оборудование, а расходные материалы готовятся самостоятельно на месте из подручных средств. И это, с одной стороны, удручает, а с другой свидетельствует о потенциальной емкости рынка» - говорит генеральный директор компании «ИПРИС» Алексей Кучинский. По словам директора СПб филиала компании «Реалайн» Светланы Лебедевой, регион еще продолжает потреблять фотополимеры, от которых уже отказались столицы. Московский рынок сегодня по-прежнему опережает региональные и продолжает расти, но доля его уменьшается, тогда как доля северо-западного рынка увеличивалась в последние годы примерно на 1% ежегодно и сегодня достигает 13,5%. И это средние по России показатели: такими же темпами прирастает полиграфия Сибири, еще лучше идут дела на Урале, медленнее развивается полиграфия в Поволжье и на Юге.

Кто развивается

Полиграфическая активность довольно равномерно распределена по регионам СЗФО, выделить явный район-лидер сложно. Хотя бы одна крупная типография есть в каждом областном центре – где-то это и поныне государственные предприятия (типография им. Анохина в Петрозаводске, архангельская «Правда Севера), где-то они уже перешли в частные руки (Коми республиканская типография), реже лидерами рынка становятся частные компании – например, новгородский «Новклем». По словам Светланы Лебедевой, ее фирма активнее всего работает с Карелией и Великим Новгородом, реже – с Псковом и Арханельском. «Берег Северо-Запад» более всего доволен успехами архангельского и псковского филиалов. За два последних года в этих регионах, по словам генерального директора компании Сергея Григорьева, объемы продаж бумаги выросли на 40-50%. Однако эти успехи в значительной мере объясняются ростом активности продавца, а не развитием рынка. Тем не менее Григорьев, в отличие от многих его коллег, убежден, что стагнации на региональном рынке нет – есть его стабилизация с небольшой, но постоянной положительной динамикой. По мнению Янины Овсянниковой, генерального директора северо-западного филиала «Итрако», всплески активности наблюдаются в основном в Ленинградской области. Немного особняком здесь стоит Коми – географически более близкий к Петербургу, этот регион тяготеет к Москве, поскольку хорошее прямое транспортное сообщение с северной столицей отсутствует. Но, по всей видимости, если бы мы опрашивали и московских поставщиков, Сыктывкар тоже попал бы в число точек роста.

Что развивается

В том небольшом проценте роста, который всё ж есть в СЗФО, основная составляющая – производство упаковки и простой этикетки. «На наш рынок выходят и будут продолжать выходить мировые производители, а упаковку они будут печатать здесь. Вот путь, по которому вероятнее всего пойдет развитие региона», - говорит Янина Овсянникова. Уже сейчас, по ее оценке, производство упаковки развивается теми же темпами, которыми три года назад росла акцидентная печать.

Подтверждением ее слов может служить стратегия, выбранная новгородской типографией «Новклем». Начав в 1991 году с шелкотрафаретного производства (собственно, и название типографии это отражает, вторая его часть происходит от известной всем трафаретчикам фирмы Klemm), типография быстро перестроилась на производство упаковки. Конечно, был конкретный катализатор – у крупного заказчика появился проект по производству пельменей, и под изготовление упаковки для него были приобретены и печатная машина, и вырубка. Но с тех пор типография осознанно выбрала производство упаковки приоритетным направлением развития.

«Даже тот, один из первых, заказ мы выиграли в тендере – благодаря более сильному относительно конкурентов препрессу. Во-первых, мы могли делать дизайн упаковки. Во-вторых, у нас уже тогда был свой фотовывод», - рассказывает председатель совета директоров «Новклема» Александр Густов. По его словам, сейчас в структуре заказов типографии печать упаковки занимает 70%. Соответственно формируются и производственные мощности – сейчас в типографии 8 печатных секций формата А1, в ближайших планах приобретение высечки и другое обновление послепечатного парка.

Время показало, что стратегия «Новклема» была оправданной. «В Новгороде есть крупные предприятия российского масштаба– Dirol, Cadbury, «Акрон» и т.д., но их рекламные бюджеты формируются в Москве и полиграфические заказы остаются в столице», - говорит Густов. Для региональных типографий, по его мнению, ключевой клиент – это небольшие предприятия, ежедневно выпускающие пищевую и производственно-техническую продукцию. Плюс нетребовательные к суперкачеству клиенты. Плюс клиенты, для которых цена – самый главный и единственный определяющий фактор. У «Новклема» есть заказчики из Тюмени, для которых – даже с учетом логистики – ценовое предложение новгородской типографии оказалось самым выгодным. Плюс клиенты, нечувствительные к большим срокам выполнения заказа. «Мы стараемся одну машину загружать только печатью на картоне, одну – только бумажными работами. Наши заказчики научились очень четкому планированию, и могут дать нам 7-10 дней на печать, подождать, когда мы доукомплектуем их заказ» - говорит Густов. По его мнению, для заказчика упаковки вообще не очень важна географическая удаленность подрядчика, поэтому региональным типографиям имеет смысл искать заказы и за пределами своего региона.

Что будет развиваться

По прогнозам питерских специалистов, ожидать резкого взрыва активности, увеличения объемов производства на Северо-Западе в ближайшие годы не стоит. «К сожалению, с финансами в регионе очень напряженно. Запросы – а нет ли у вас машинки тысяч за двадцать – это норма. «А нет ли у вас десятилетнего Nilpeter тысяч за 100» – тоже частый вопрос. Мы можем в этой ситуации помочь, поскольку занимаемся апгрейдом техники – устанавливая клиенту новую машину, можем забрать у него старую, и помочь ее продать. Правда, к сожалению, в СЗФО у нас таких поставок не было – я делаю вывод, что наш регион все же очень беден» - говорит Янина Овсянникова.

Все работающие с регионом поставщики сходятся во мнении, что Северо-Запад будет прирастать упаковкой. «Что касается офсетной печати – то я думаю, что развиваться она будет только в крупных региональных центрах и только усилиями таких менеджеров, как Екатерина Симонова» - убеждена Янина Овсянникова (о стратегии «Правды Севера» мы писали ранее ). Надежды на развитие региона связывают и с перераспределением петербургских заказов. «Города Центрального района забирают существенную часть московских заказов, за счет этого развивается полиграфия Владимира, Иванова, Нижнего Новгорода. Возможно, то же самое будет происходить и вокруг Петербурга», - считает Сергей Григорьев.

Печатное Дело / Ольга Менахина