Собрать руководителей масс-медиа, полиграфической и целлюлозно-бумажной промышленности на конференции «Российская периодика, книгоиздание, полиграфия в условиях кризиса», чтобы получить объективную картину о состоянии промышленности – получилось у ГИПП. Встреча состоялась в конференц-зале «Российской газеты» 22 июня 2009 года. Этот детальный разговор стал первым мероприятием с момента начала финансового кризиса, где руководители действующий предприятий смогли рассказать о  положении дел и поделится путями выхода из сложившейся ситуации.

Евгений Абов, вице-президент WAN и ГИПП, полагает, что, несмотря на структурные изменения в «периодике», вызванные кризисом, вести разговор о деградации печатных СМИ неправильно. Общие тенденции на рынке СМИ, данные из различных источников и результаты исследований свидетельствуют о том, что издатели активно ищут способы массового коммерческого распространения платного контента, который смог бы заменить печатные версии изданий, но пока это еще не произошло, и «бумажная» газета остается основным способом представления информации.

Львиная доля вопросов конференции была посвящена рекламе в периодических изданиях, выпуску и дистрибуции традиционной прессы. И согласно информации, представленной Игорем Тимофеевым, президентом НСРП «Союзпечать» и гендиректором «Сегодня-Пресс-Воронеж», в России на 1 торговую точку приходится 3000 жителей, тогда как в США – 1600, в Великобритании – 1100, в Польше – 600. Кроме этого, в 2007 году в России на долю печатной рекламы приходилось 23% всего объема рекламного рынка, тогда как в среднем на планете – около 40%. В значительной мере это связано с разницей в доле рекламы в газетах – 5 и 28% в России и Мире, соответственно. Правда, рекламные издания как отдельный сегмент рынка указаны только в оценке российского рынка. Зато доля рынка наружной рекламы в том же году в РФ в 3 раза превышала среднемировую – 18% против 6.

В пятёрку лидеров по доходам от рекламы среди издательских домов в России в 2008 году, по данным Тимофеева, вошли «Деловой мир», Independent Media, NFS&ИМГ, «Пронто-Москва» и Burda, получившие в сумме 33% рынка.

Заместитель генерального директора по медиаисследованиям TNS Россия, Михаил Райбман, сообщил, что в период с 2005 по 2008 год рекламный рынок мировой прессы демонстрировал неуклонный прирост в пределах 11-16%. И хотя, согласно прогнозам всевозможных агентств, по итогам 2009 года прогнозировался спад от 4 (Group M \ WPP) до 7% (Zenith Optimedia), на деле в России (по расчетам Group M \ WPP) рынок сократится аж на 22% (до 208 млрд. руб).

Однако не все издания претерпевают трудности, в отдельных тематических отраслях отмечается рост доходов от рекламы – женские журналы увеличили долю общего объема рекламы в прессе с 17 до 28 %. Специалисты считают, что 2 и 3 места рекламных и ежедневных изданий сохранятся за настоящими лидерами, но потеряют в доле: с 19 до 12% и с 14 до 9% соответственно.

При этом стало известно, что количество рекламодателей в первом квартале 2009 года, по отношению к 1 кварталу 2008 года сократилось на 11%. Крупнейшим рекламодателем при этом остался концерт L'Oreal, а крупнейшим из не входивших в ТОП-20 2008 года стала компания Microsoft.

Согласно данным в первом квартале текущего года по объему аудитории лидируют  телегиды, при чем отрыв от изданий других тематик просто огромен. Так по суммарной аудитории одного номера газеты лидирует «АиФ», по суммарной аудитории одного номера журнала – Burda.

О положение дел на полиграфическом рынке России сообщил вице-президента МПС Андрей Сулейков. Ниже приведены основные из них:

• Падение рынка полиграфических работ в первом квартале 2009 года в сравнении с аналогичным периодом прошлого года составило 35-40% в евро и 20 - за первые четыре месяца года сокращение объемов производства составило 36% в СМИ и 56% в рекламной полиграфии.
• За прошедшие месяцы 2009 года снижение цен на услуги типографий составило в среднем, 30%.

Так же Сулейков предупредил издателей и полиграфистов, что «демпинг цен в журнальной полиграфии может стать причиной ее краха. Высокотехнологичная отрасль обречена, если не имеет никаких средств для инвестиций в развитие производственной базы».

Продолжая ратовать за постепенное снижение импортной пошлины на ввоз мелованной бумаги по схеме 15% > 5% > 0%, Сулейков озвучил следующий прогноз: если подобная мера будет принята правительством РФ, то уже по итогам текущего года объем производства печатной продукции на мелованных бумагах может превысить объем 2008 года — 796 тыс. т против 780 — а к 2012 году достигнуть почти 2 млн. т, тогда как при сохранении существующей таможенной политики в этом году этот показатель составит всего 504 тыс. т, и к 2012 году, несмотря на рост, не поднимется выше 748 тыс. т, даже не перекрыв «докризисные» показатели.

Дополнительно Андрей Сулейков обрисовал основные тенденции, которые ждут периодико-ориентированные полиграфические предприятия во втором полугодии этого года:

1. Усиление конкуренции со стороны участников рынка, в т. ч. со стороны зарубежных типографий;
2. Дальнейшее падение спроса на высококачественную печатную продукцию;
3. Строительство вертикально интегрированных структур: издательство-типография-распространение;
4. Прекращение деятельности мелких и средних типографий;
5. Ситуация с оборудованием большинства типографий останется неизменной.

Своим мнением о положении дел в целлюлозно-бумажном бизнесе поделился Анатолий Черновол, вице-президент РАО «Бумпром».

Он решил сравнить современный кризис с переломным моментом 1998 года и рассказал о развитии индустрии между этими двумя событиями. По данным «Бумпрома», по всем представленным показателям: целлюлозе, бумаге и картону, наблюдался прирост, наименьший — по товарной целлюлозе — 64%, наибольший — по тарному картону — 259%. В 2008 году по отношению к 2007 рост продолжился по всем группам продукции, кроме бумаги. Исключение составила лишь газетная бумага, прирост — 0,5%. Более того, газетная бумага — единственный продукт на рынке, по которому положительная тенденция сохранилась и во время кризиса — прирост за январь-май 2009 года по сравнению с аналогичным показателем 2008 года составляет почти процент. По другим показателям наблюдается падение, наиболее масштабное по товарной целлюлозе — 77% от прошлогоднего объема. При этом и цена на газетную бумагу весной показала положительную динамику, в противовес другой продукции ЦБП. В частности, самая дорогая — хвойная беленая целлюлоза потеряла в цене в период с сентября 2008 по март 2009 года с 878 до 580 $ за тонну. А газетная бумага в тот же период подорожала с 499 до 514 € за тонну.

Преинтереснейший доклад о кадровой ситуации в медиаотрасли сделала Наталья Селезнева, директор компаний Штаты.ру и Mediajobs.ru.

Так, согласно статистическим данным с сайта Mediajobs, соотношение находящихся в открытом доступе вакансий: 90% – специалисты, 9% – руководители среднего звена, топ-менеджеры – менее 1%. Среднерыночные зарплаты в медиа-отрасли к маю 2009 года сократились на 30% по сравнению с осенью 2008, у специалистов – до 50%, у топ-менеджеров - минимально. Доля вакансий со стартовым заработком более 60 тыс. руб. составляет не более 10% от общего числа вакансий. Более 50% на медиарынке – вакансии менеджеров по продажам.

Если судить по рынку труда в целом по стране максимальное сокращение числа вакансий наблюдалось в сфере банковской деятельности, инвестиций и лизинга – 74%, минимальное – в фитнесе и спорте – 2%.

Более обширно с материалами конференции можно ознакомиться на портале ГИПП.

Источник:reo-print.ru