15 июля министр нефтяной промышленности ОАЭ Мохаммед аль-Хамли присутствовал на исторической церемонии. Стоя на пирсе порта Эль-Фуджайра на берегу Индийского океана, он наблюдал погрузку первого танкера из ОАЭ с нефтью для Пакистана, который пошел в обход Ормузского пролива. "Это очень важный стратегический проект",— говорил сияющий аль-Хамли. С помощью нового трубопровода с отводами нержавеющими, протяженностью 370 км, который соединил месторождение в Абу-даби с портом в Оманском заливе нефть была доставлена к океану. Строить этот трубопровод мощностью 1,5 млн баррелей в сутки (около 65% нефтяного экспорта ОАЭ) начали еще пять лет назад. Из-за сложного рельефа (труба уложена через пустыню и пересекает горы Хаджар) и высокой стоимости (весь проект обошелся в $3,3 млрд) его неоднократно замораживали. Но с весны этого года ОАЭ приняли решение ударными темпами достроить трубу.

Одновременно с церемонией в Эль-Фуджайре на другом конце Аравийского полуострова происходило аналогичное, но еще более важное событие. Запустить альтернативную трубу, идущую в обход Ормузского пролива, решил и главный нефтедобытчик в Персидском заливе — Саудовская Аравия. Неделю назад заработала труба мощностью до 2 млн баррелей в сутки (около 25% суточного объема экспорта из королевства), связывающая основные нефтяные месторождения на востоке страны с портом Янбу-эль-Бахра в Красном море. Чтобы запустить маршрут протяженностью 1200 км, саудовцы переоборудовали существующий газопровод под транспортировку нефти. "Мы хотим быть готовы ко всему,— сказал источник газеты Financial Times в Министерстве нефти Саудовской Аравии.— Трубопровод дает нам гибкость".

Введенные в строй саудовская и эмиратская трубы увеличивают мощность нефтепроводов, доставляющих нефть с побережья Персидского залива в обход Ормузского пролива почти вдвое — до 6,5 млн баррелей. Это около 40% тех объемов, которые сейчас везут морем через пролив. Однако резервных трубопроводов может быть еще больше.

По материалам: www.kommersant.ru